Общественный транспорт уже давно вошел в нашу жизнь, как ежедневный способ передвижения по городу, и порой невозможно представить свои будни без поездки в троллейбусе, автобусе или катере. Но часто ли мы задумываемся, сколько сил было вложено в развитие городского транспорта, и кто установил курс, который актуален по сей день?
![](https://sevtrol.ru/wp-content/uploads/2021/11/круп1.png)
Александр Сергеевич Круподеров (1930 – 1995 гг.)
Он людям был нужным и близким,
Был каждому новшеству рад,
Сподвижник всех дел, депутат.
Трудился он не для славы,
И было совсем нелегко.
Управление по праву
Носит имя его.
Александр Сергеевич Круподеров родился 19 ноября 1930 года в городе Путивле Сумской области в семье военнослужащего и учительницы. Отца звали Сергей Григорьевич, мать – Евдокия Горьевна. Всего в семье было трое детей. До войны они часто переезжали из-за назначений отца. В 1932 году Круподеровы поселились в Артемовске Донецкой области, где в 1937 году Александр Сергеевич пошел в школу.
В период оккупации Донбасса немецкими фашистами (1941-1943 годы) семью эвакуировали в город Актюбинск Казахской ССР. По окончанию войны отец вернулся инвалидом. Дети настояли на возвращении семьи в Артемовск, где с 1944 года Александр Сергеевич продолжил учебу. Он отличался хорошей успеваемостью в школе, проявлял большой интерес к спорту и драмкружкам. В 1948 году Александр Сергеевич окончил среднюю школу №7 имени Горького.
С 1945 по 1959 годы Александр Сергеевич был членом ВЛКСМ. Один год он проработал на строительстве Артемовского завода цветных металлов электромонтажником. По своей инициативе он поступил в Морское Ленинградское училище, однако по настоянию отца оставил его. Год спустя Александр Сергеевич поступил в Харьковский институт коммунального хозяйства. Хорошо учился, технические науки давались ему легко. Александр Сергеевич продолжал увлекаться спортом, особое внимание он уделял футболу и баскетболу. В 1954 году он закончил факультет городского электротранспорта, женился и решением распределительной комиссии был направлен в город-герой Севастополь.
В Севастополе Александр Сергеевич начинал свою карьеру под руководством А.Н. Василенко, на тот момент являвшегося директором троллейбусного управления. Вскоре руководство предприятия отправило его в Ростов на переподготовку. После переподготовки, был назначен на должность начальника тяговой подстанции. Затем Александр Сергеевич занимал должности начальника электрослужбы, начальника подвижного состава и главного инженера.
Работая в троллейбусном управлении, Александр Сергеевич вступает в баскетбольную команду предприятия. В дальнейшем эта команда стала пятикратным чемпионом Украины кубка ВЦПС, участвовала в соревнованиях в Венгрии, Финляндии, Болгарии, Эстонии и Чехословакии, где занимала передовые места.
Много лет Александр Сергеевич возглавлял комиссию народных депутатов по физической культуре и спорту, был депутатом городского совета и всеукраинским старостой по жилищно-коммунальному хозяйству.
![](https://sevtrol.ru/wp-content/uploads/2021/11/круп2.png)
19 марта 1965 года Александр Сергеевич стал начальником троллейбусного управления. В этом же году предприятие отмечало свое 15-летие. В то время в троллейбусном управлении работали 902 человека, на 9 маршрутов ежедневно выходили 93 машины. Предприятие содержало 126 троллейбусов.
Приняв на себя управление предприятием, Александр Сергеевич уделял особое внимание повышению квалификации сотрудников и улучшению культуры обслуживания пассажиров. В этих целях было организовано обучение водителей, введен институт наставничества. Большой вклад в производство внесли рационализаторы. За 5 лет было внедрено 452 предложения, которые дали предприятию 107,8 тысяч рублей экономии. Практически, рационализатором стал каждый 4-й работник предприятия.
В 1967 году Совет министров СССР и ВЦСПС присвоил троллейбусному управлению звание «Предприятие высокой культуры производства» и наградил дипломом 1 степени.
В сентябре 1973 года в Севастополе праздновалось 75-летие трамвая, а значит и 75-летие городского транспорта. К этому юбилею была выпущена книга А. Круподерова и С. Новгородцева «Маршруты родных лет», которая в настоящее время является библиографической редкостью. Также был снят документальный фильм об истории севастопольских трамвая и троллейбуса. Под руководством Александра Сергеевича коллектив предприятия продолжал соревноваться с электротранспортниками Москвы (второй тр. Парк), Одессы, Запорожья, Ленинграда (третий тр. Парк), Коммунарска, Симферополя.
За достигнутые успехи в соревновании, указом президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1974 года Александр Сергеевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1975 году была воспроизведена реконструкция музея истории предприятия, закончено строительство базы отдыха в Батилимане.
К этому времени троллейбусное хозяйство становится крупным, оснащенным передовой техникой транспортным предприятием. На его участках внедрена производственная этика, созданы условия для высокой производительности труда. Его территория благоустроена и озеленена, хорошо продуманы бытовые комплексы, много усилий вложено в организацию отдыха и занятие разными видами спорта.
Заботился Александр Сергеевич и своих работниках: под его началом был построен детский сад, база отдыха, общежитие, спортивная площадка, создана баскетбольная команда. И по сегодняшний день проводятся турниры по баскетболу имени Александра Сергеевича Круподерова.
![](https://sevtrol.ru/wp-content/uploads/2021/11/круп3.png)
За свой труд Александр Сергеевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд», ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Украины», «Ударник 10-й пятилетки».
Проработав руководителем предприятия с 1965 года, в декабре 1992 года, Александр Сергеевич уходит на пенсию, оставляя за собой предприятие высокого уровня и культуры, вставшее в первую десятку троллейбусных хозяйств страны.
![](https://sevtrol.ru/wp-content/uploads/2021/11/круп4.png)
28 января 1995 года Александр Сергеевич Круподеров уходит из жизни. По просьбе коллектива специальным распоряжением городской администрации предприятию присваивается его имя: КП СГС «Севэлектроавтотранс имени А.С. Круподерова» (в настоящее время – ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова»). И после смерти Александр Сергеевич способствует объединению коллектива любимого предприятия, которому верой и правдой служил много лет.