Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Александр Сергеевич Круподеров

Общественный транспорт уже давно вошел в нашу жизнь, как ежедневный способ передвижения по городу, и порой невозможно представить свои будни без поездки в троллейбусе, автобусе или катере. Но часто ли мы задумываемся, сколько сил было вложено в развитие городского транспорта, и кто установил курс, который актуален по сей день?

Александр Сергеевич Круподеров (1930 – 1995 гг.)

Он людям был нужным и близким,

Был каждому новшеству рад,

Сподвижник всех дел, депутат.

Трудился он не для славы,

И было совсем нелегко.

Управление по праву

Носит имя его.

Александр Сергеевич Круподеров родился 19 ноября 1930 года в городе Путивле Сумской области в семье военнослужащего и учительницы. Отца звали Сергей Григорьевич, мать – Евдокия Горьевна. Всего в семье было трое детей. До войны они часто переезжали из-за назначений отца. В 1932 году Круподеровы поселились в Артемовске Донецкой области, где в 1937 году Александр Сергеевич пошел в школу.

В период оккупации Донбасса немецкими фашистами (1941-1943 годы) семью эвакуировали в город Актюбинск Казахской ССР. По окончанию войны отец вернулся инвалидом. Дети настояли на возвращении семьи в Артемовск, где с 1944 года Александр Сергеевич продолжил учебу. Он отличался хорошей успеваемостью в школе, проявлял большой интерес к спорту и драмкружкам. В 1948 году Александр Сергеевич окончил среднюю школу №7 имени Горького.

С 1945 по 1959 годы Александр Сергеевич был членом ВЛКСМ. Один год он проработал на строительстве Артемовского завода цветных металлов электромонтажником. По своей инициативе он поступил в Морское Ленинградское училище, однако по настоянию отца оставил его. Год спустя Александр Сергеевич поступил в Харьковский институт коммунального хозяйства. Хорошо учился, технические науки давались ему легко. Александр Сергеевич продолжал увлекаться спортом, особое внимание он уделял футболу и баскетболу. В 1954 году он закончил факультет городского электротранспорта, женился и решением распределительной комиссии был направлен в город-герой Севастополь.

В Севастополе Александр Сергеевич начинал свою карьеру под руководством А.Н. Василенко, на тот момент являвшегося директором троллейбусного управления. Вскоре руководство предприятия отправило его в Ростов на переподготовку. После переподготовки, был назначен на должность начальника тяговой подстанции. Затем Александр Сергеевич занимал должности начальника электрослужбы, начальника подвижного состава и главного инженера.

Работая в троллейбусном управлении, Александр Сергеевич вступает в баскетбольную команду предприятия. В дальнейшем эта команда стала пятикратным чемпионом Украины кубка ВЦПС, участвовала в соревнованиях в Венгрии, Финляндии, Болгарии, Эстонии и Чехословакии, где занимала передовые места.

Много лет Александр Сергеевич возглавлял комиссию народных депутатов по физической культуре и спорту, был депутатом городского совета и всеукраинским старостой по жилищно-коммунальному хозяйству.

19 марта 1965 года Александр Сергеевич стал начальником троллейбусного управления. В этом же году предприятие отмечало свое 15-летие. В то время в троллейбусном управлении работали 902 человека, на 9 маршрутов ежедневно выходили 93 машины. Предприятие содержало 126 троллейбусов.

Приняв на себя управление предприятием, Александр Сергеевич уделял особое внимание повышению квалификации сотрудников и улучшению культуры обслуживания пассажиров. В этих целях было организовано обучение водителей, введен институт наставничества. Большой вклад в производство внесли рационализаторы. За 5 лет было внедрено 452 предложения, которые дали предприятию 107,8 тысяч рублей экономии. Практически, рационализатором стал каждый 4-й работник предприятия.

В 1967 году Совет министров СССР и ВЦСПС присвоил троллейбусному управлению звание «Предприятие высокой культуры производства» и наградил дипломом 1 степени.

В сентябре 1973 года в Севастополе праздновалось 75-летие трамвая, а значит и 75-летие городского транспорта. К этому юбилею была выпущена книга А. Круподерова и С. Новгородцева «Маршруты родных лет», которая в настоящее время является библиографической редкостью. Также был снят документальный фильм об истории севастопольских трамвая и троллейбуса. Под руководством Александра Сергеевича коллектив предприятия продолжал соревноваться с электротранспортниками Москвы (второй тр. Парк), Одессы, Запорожья, Ленинграда (третий тр. Парк), Коммунарска, Симферополя.

За достигнутые успехи в соревновании, указом президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1974 года Александр Сергеевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1975 году была воспроизведена реконструкция музея истории предприятия, закончено строительство базы отдыха в Батилимане.

К этому времени троллейбусное хозяйство становится крупным, оснащенным передовой техникой транспортным предприятием. На его участках внедрена производственная этика, созданы условия для высокой производительности труда. Его территория благоустроена и озеленена, хорошо продуманы бытовые комплексы, много усилий вложено в организацию отдыха и занятие разными видами спорта.

Заботился Александр Сергеевич и своих работниках: под его началом был построен детский сад, база отдыха, общежитие, спортивная площадка, создана баскетбольная команда. И по сегодняшний день проводятся турниры по баскетболу имени Александра Сергеевича Круподерова.

За свой труд Александр Сергеевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд», ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Украины», «Ударник 10-й пятилетки».

Проработав руководителем предприятия с 1965 года, в декабре 1992 года, Александр Сергеевич уходит на пенсию, оставляя за собой предприятие высокого уровня и культуры, вставшее в первую десятку троллейбусных хозяйств страны.

28 января 1995 года Александр Сергеевич Круподеров уходит из жизни. По просьбе коллектива специальным распоряжением городской администрации предприятию присваивается его имя: КП СГС «Севэлектроавтотранс имени А.С. Круподерова» (в настоящее время – ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова»). И после смерти Александр Сергеевич способствует объединению коллектива любимого предприятия, которому верой и правдой служил много лет.

ГУП “Севэлектроавтотранс  им. А.С. Круподёрова”

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять